Шеллинг назвал архитектуру застывшей музыкой, кто бы это оспорил? Я бы сравнила архитектуру с мыслью. Художник, архитектор, творец, - они смотрят на чистый холст, пустое пространство и видят то, что будет. Их воображение, их мысль уже рисует, создает. Одна мысль порождает другую, они разветвляются, ширятся, растут из-под земли, словно пальмы в пустыне или башни замка. Архитектура Гауди - нечто особенное. Особенное и неповторимое. Можно уловить чью-то мысль, но повторить ее невозможно. Человек, не слишком хорошо разбирающийся в искусстве или архитектуре, вряд ли сможет отличить одного архитектора классицизма от другого по их творениям. А Гауди - это нечто особенное.
Я не искусствовед и не могу с уверенностью утверждать, что так повлияло на все творчество Гауди. Но глядя на его творения у меня вырисовываются четкие ассоциации, определенные мысли возникают в голове, неразмытые чувства. Когда я впервые увидела то, что создало его воображение (а может ангелы ему нашептали), то подумала, что всему этому самое место под водой. Эти плавные, волнистые линии (Гауди считал прямые творением дьявола) напоминают о водной стихии, о волнах, о причудливых кораллах, о водорослях, покачивающихся по течению. Это было давно, более 12 лет назад, и тогда я еще не видела его главное творение - Церковь Святого Семейства. Стоило мне приблизится к ней, как старые мысли и фантазии вспыхнули с новой силой. Да, Гауди говорил, что он создавал вместе с природой. И с этим трудно поспорить. Внешне, особенно издалека, Саграда Фамилия представляется мне замком Тритона, отца Ариэль. По-моему он бы очень органично смотрелся под водой (а вдруг затопит?). Когда подходишь ближе и входишь внутрь, ассоциация меняется. Появляется ощущение нахождения в лесу. Огромное количество колонн напоминает тропический лес, высокие, стройные колонны, - словно деревья, тянущиеся к свету. Во многом это задумка самого Гауди. Но самое потрясающее в этой церкви это витражи. Гауди продумал все до мелочей, если вы видите какую-то деталь - значит у нее есть значение, она здесь не случайно. И масштаб его мысли поражает воображение. Гауди не увидел и трети своего детища (церковь планируют достроить к 2030), но она строится по его чертежам и заметкам. Так вот о витражах. Планируется заменить все обычные стекла на витражи(как и задумано), но и сейчас те витражи, которые установлены, просто потрясают своей красотой. Ни одна фотография не передает тех ощущений, которые испытываешь, смотря на это чудо, на свет, попадающий сквозь эти стекла. Когда все встанет на свои места, наверное, будет еще более потрясающе. Я так много использую ярких и эмоциональных описаний именно потому, что это действительно прекрасно. Нужно увидеть все это своими глазами, узнать о значении каждой детали. Я не стала брать аудио-гид, потому что хочу увидеть картину в целом. Ждать придется долго. Еще особое внимание нужно обращать на скульптуры фасада страстей. Они необычны, притягательны и очень точно передают эмоции.
Что касается других творений гениального Гауди, про парк Гуэль я уже говорила. Самым красивым мне показался дом Бальо. Ему тоже самое место под водой. Как и дому Мила, который мне почему-то напоминает банк.
Primer luna de miel. El viaje a Barcelona. Gaudí
mydesertisland
| воскресенье, 26 августа 2012